Моя ХАТА

Системы мониторинга автотранспорта GPS/ГЛОНАСС: возможности, рынок предложений и стоимость решений

система gps мониторинга автомобильного, железнодорожного, водного или авиационного транспорта — задача, которую приходится решать руководителям транспортных компаний и логистических отделов предприятий, работающих в самых разных сферах народного хозяйства. Эффективный контроль городских и междугородних перевозок грузов и людей помогают обеспечивать автономные электронные устройства, взаимодействующие с системами глобальной спутниковой навигации и позиционирования GPS и ГЛОНАСС. Трекеры скрытно или явно устанавливаются в транспортных средствах и передают информацию об их местоположении. Принцип работы систем спутникового мониторинга транспорта Концептуально отслеживание транспортных средств осуществляется следующим образом: Трекер, установленный в автомобиле, получает сигнал от одной или нескольких навигационных систем, не только спутниковых, но и сервисов глобальной беспроводной сети. Для этого устройство должно иметь ГЛОНАСС/GPS/LBS-модули, которые автоматически вычисляют координаты объекта по расположению спутников и ближайших вышек сотовой связи. Телеметрические и другие данные (например, аудиозапись, событие «авария») собираются в памяти трекера. Затем информация в установленные интервалы времени пакетами передается по каналам GPRS через Интернет на телематический сервер со специальным ПО и/или при помощи смс-уведомлений на мобильное устройство собственника. Система спутникового мониторинга автотранспорта позволяет не только определять текущее местоположение ТС с точностью до 2,5 метров, но и просматривать историю его перемещения, а также выполнять ряд других функций. Так, современные устройства слежения позволяют осуществлять голосовую связь с водителем, вести аудиоконтроль окружающей обстановки, получать уведомления о расходе бензина или об отклонении автомобиля от заданного маршрута. Системы позиционирования GPS и ГЛОНАСС, возможности которых используются в трекерах, имеют больше сходства, нежели отличий, но нюансы все же есть. Кроме государственной принадлежности, они отличаются: Методами использования радиочастот: в ГЛОНАСС — более защищенный FDMA (принцип «выделенной линии»), но и более ресурсоемкий; в GPS — менее защищенный и устойчивый CDMA (кодированный множественный доступ), но при этом более экономичный. Принципом расположения спутников: российская спутниковая группировка независима от вращения Земли; американская — требует непрерывной синхронизации и корректировки орбиты спутников; отечественная система на текущий момент работает в 3-х плоскостях по 8 спутников, американская — в 6-ти плоскостях по 4 спутника. Все системы имеют также резервные спутники. Точностью в разных широтах: вследствие более высокой орбиты российских спутников, они обеспечивают большую, нежели GPS, точность в северных широтах, в частности, в зоне расположения стран Скандинавии. Погрешностью сигнала: сегодня в ГЛОНАСС она составляет 3–6 метров, в GPS — 2–4 метра, но это объясняется исключительно недостаточной группировкой отечественных спутников, которая непрерывно наращивается. К середине 2020-х годов ГЛОНАСС планирует снизить погрешность всего до 10-ти см. Все вышесказанное означает, что современная система спутникового мониторинга транспорта должна использовать обе навигационные системы одновременно. Трекеры, работающие как с ГЛОНАСС-, так и с GPS-модулями, позволяют повысить совокупную точность обнаружения объекта (до 1,5–3 метров) и добиться стабильной и качественной работы даже в сложных условиях современных городов с плотной высокой застройкой, которая сильно осложняет прохождение сигналов с навигационных спутников. Возможности и сферы применения систем GPS/ГЛОНАСС-мониторинга Системы отслеживания чаще всего востребованы следующими типами организаций: Курьерскими и сервисными службами, которым необходимо получать оперативную информацию о местоположении грузов и курьеров. Так, использование трекеров позволяет найти сотрудника, который находится ближе всего к офису клиента. Компаниями, располагающими собственными автопарками, включая логистические компании, таксопарки, службы, регулирующие работу общественного транспорта. Мониторинг транспорта позволяет фиксировать отклонения от пути следования, а также оптимизировать маршруты движения, тем самым снижая расходы на топливо и обеспечивая оперативную доставку грузов. Кроме того, применение устройств слежения бывает необходимо для выявления различных махинаций, в частности хищений бензина и «накручивания» спидометров. А правильное определение «накатанного» километража, в свою очередь, дает возможность сокращать затраты на техосмотры машин. Широкие функциональные возможности современных средств GPS-мониторинга, такие как: контроль перемещения автомобиля; определение и ограничение скоростного режима; включение зажигания только посредством смс-сообщений; измерение среднего расхода топлива; аудиоконтроль салона машины; блокировка двигателя при выезде за пределы рабочей зоны и др.— — в совокупности обеспечивают потенциал для снижения эксплуатационных расходов и эффективного контроля над пунктуальностью водителей, соблюдением ими маршрута и графика следования. В некоторых случаях применение систем GPS-мониторинга реализует экономию на ГСМ до 30% и снижение простоев транспорта на 20–30%.