Моя ХАТА

ГЕЙМИФИКАЦИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЭЛЕМЕНТЫ, ПРИМЕНЕНИЕ

Эта статья основана на материалах популярного MOOC  Gamification проекта Courseraа также книге Кевина Вербаха и Дэна Хантера «Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса» (оригинальное название «For the Win: How Game Thinking Can Revolutionize Your Business»).

По статья заметка является коллекцией заметок, которые я делала во время просмотра лекций. Написана она очень простым языком, так как конспект я писала прежде всего для себя, а потом уже решила его отредактировать и опубликовать на блоге.

Геймификация (игрофокация) в образовании и бизнесе пока не так популярна в России, как, например, в США, но, думаю, интерес к этой теме в ближайшие годы будет расти.

Так как материала очень много, я решила разбить его на несколько статей. Это — первая  часть, в ближайшее время появятся вторая и третья.

ЧТО ТАКОЕ ГЕЙМИФИКАЦИЯ?

Люди  изобретали различные игры на протяжении всей своей истории.  Каждый из нас когда-то был  по-настоящему увлечен какой-то игрой. Кто-то футболом, кто-то шахматами, кто-то Монополией, а кто-то World of Warcraft или FarmVille.   Игры обладают огромной силой, и  заставляют  нас испытывать самые разные чувства. Мы увлекаемся процессом игры, ощущаем причастность к команде и удовлетворение от достигнутого результата.

Существуют   принципы, на которых  построены игры, и  приемы, делающие  их увлекательным.  Эти  принципы и приемы можно применять  не только в играх, но и других сферах, таких  как  маркетинг, управление персоналом, здравоохранение, защита окружающей среды и обучение.

Хорошо сконструированная игра — это сложный и многогранный инструмент, способный существенно влиять на нашу мотивацию.

В этом и заключается суть новой бизнес-практики, называемой геймификацией (игрофикацией). Мы берем элементы геймификации игры и подходы, используемые в конструировании видео-игр, и применяем их в неигровых ситуациях.

Термин геймификация (игрофокация) появился не так давно, и часто вызывает недопонимание. Геймификацию часто путают с другими понятиями, так или иначе связанными с играми. Прежде чем мы рассмотрим, что  геймификация на самом деле из себя представляет, давайте для начале проясним, чем она НЕ является.

  • Это не погружение в трехмерный виртуальный мир, наподобие Second Life.
  • Это не игры во время работы или учебы.
  • Это не использование игр в бизнес-контексте, как, например, в рамках проекта McDonald’s Monopoly.
  • Это не различные симуляторы, которые используются при подготовке пилотов, врачей и военных специалистов (все то, что в последнее время часто объединяют под термином serious games).
  • Геймификация используется не только для маркетинга и привлечения новых клиентов.
  • Это не теория игр (раздел прикладной математики, занимающийся изучением оптимальных стратегий в играх).
  • Если Вы уже что-то читала по теме, то наверняка сталкивались с аббревиатурой PBLs, которая расшифровывается как  points (очки, баллы), badges (бейджи, значки, награды), leaderboars (таблицы лидеров, лидербоарды).  Геймификация не ограничивается внедрением этих элементов, и более того, совсем необязательно их включает.
  • Геймификация не обязательно применяется в цифровом формате.  Так, если мы работаем с детьми, то в качестве бейджей   вполне могут выступать реальные медали или нашивки на одежду.
  • Геймификация сама по себе не  может быть ключом к успеху. Это не более чем вспомогательный элемент. Так,  Ваше приложение не будут использовать  только для того, чтобы оказаться на первом месте в таблице лидеров. Его  будут  используют в первую очередь потому, что оно чем-то полезно, а геймификация — это  просто инструмент, позволяющий усилить  мотивацию и вовлеченность.
ЗАЧЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ГЕЙМИФИКАЦИЮ?

Почему сотни миллионов людей по всему миру тратят сотни миллиардов часов каждый месяц, играя в игры при помощи компьютеров, игровых консолей, мобильных телефонов и планшетов? Почему компьютерными играми увлечены  не только подростки, но и взрослые, хорошо образованные и  состоявшиеся люди, которые, казалось бы, не должны тратить время на такую  ерунду?

Ответ очень прост: потому что эти игры  умело сконструированы. Они учитывают психологические особенности участников, в их создание вложен  колоссальный  труд и опыт разработчиков.

Успешное внедрение геймификации может быть непростой задачей, так как требует знаний в очень  разных  областях. Так, если мы используем  геймификацию в бизнес-сфере, то это потребует как  понимания принципов конструирования игр, так и умения управлять бизнес-процессами. Если в обучении, то, соответственно, понимания механизмов  создания игр и  опыта  составления учебных  курсов. Найти специалиста, обладающего всеми необходимыми компетенциями, может быть непростой задачей. Но такая ситуация имеет и свои плюсы, так как оставляет место для экспериментов и новых идей.

Главное в процессе геймификации — это  не сосредотачиваться на внешних, поверхностных атрибутах игры, таких как PBLs (points, badges, leaderboards),  и не упустить из виду более важных аспектов, лежащих в ее основе.

Необходимость в применении геймификации возникла в силу того, что старые мотивационные схемы часто не работают. Метод кнута и пряника  эффективен далеко не всегда.  Денежное вознаграждение,  статус и страх наказания действуют, но только до определенного предела. Мир вокруг нас стремительно меняется, постоянно появляются новые возможности, и люди часто ведут себя совсем не так, как ожидается, если исходить из основных существующих на данный момент концепций менеджмента и маркетинга. Возможно, стоит опробовать новые схемы?

Во время учебы в школе и вузе мы все получали оценки. Оценки — это механизм, с помощью которого учителя определяют уровень знаний и мотивируют учащихся на достижение новых целей, и , если подумать, они имеют много общего с очками в компьютерной игре. На работе мы переходим с одной должности на другую, более высокую, по мере того, как накапливаем опыт и знания, подобно тому, как в игре мы переходим с одного уровня на другой, более сложный.  Работа и образование — это, в огромной степени, игры. Так почему бы не сделать эти игры более интересными?

Игровые элементы могут существенно усилить мотивацию.  Причем денежное вознаграждение не всегда является необходимым, так как игра сама по себе является вознаграждением.  Так, когда люди играют в видео-игры, они могут потратить огромное количество ресурсов на то, чтобы заполучить виртуальные объекты, которые не имеют реальной стоимости,  не говоря уже о том, что в некоторых случаях  для приобретения этих объектов  приходится тратить реальные деньги.