Моя ХАТА

Как оформить магазин: чек-лист для предпринимателя

Если вы планируете открыть магазин, эта статья поможет оформить его по всем правилам и избежать в будущем штрафов. Если у вас уже есть торговая точка, используйте наш материал как чек-лист для её проверки.

Уголок потребителя

По закону вы не обязаны оформлять уголок потребителя. Но покупатель должен иметь возможность посмотреть и изучить все необходимые документы о вашем магазине и продукции. Разместить их удобнее всего на информационном стенде. При его оформлении следуйте этим правилам:

  • расположите уголок на заметном месте;
  • представьте всю информацию наглядно;
  • разместите документы так, чтобы покупатель мог до них дотянуться.

Штраф за отсутствие информации о продавце, изготовителе и товаре для должностных лиц — от 500 рублей до 1 тысячи рублей, для юридических лиц — от 5 до 10 тысяч рублей.

Большинство ИП и ООО оформляют информационные уголки с помощью стандартных стендов с пластиковыми кармашками. Такой стенд можно купить в магазине канцтоваров или у продавца рекламного оборудования. Средняя стоимость — 1200 рублей.

Перечень документов для уголка потребителя в законе не определён. Однако на практике уголок обычно содержит:

  • нотариально заверенную копию свидетельства о регистрации;
  • нотариально заверенную копию лицензии (если есть);
  • перечень всех ведомств и органов, которые контролируют работу компании, с адресами и телефонами;
  • журнал проверок вашей компании контролирующими органами;
  • телефоны экстренных служб;
  • официальное издание Закона «О защите прав потребителей» (распечатка из интернета или ксерокопия не подойдут);
  • правила продажи отдельных видов товаров или оказания услуг в зависимости от сферы деятельности;
  • режим работы.

Дополнительные документы зависят от сферы деятельности. Так, в аптеке обычно размещают информацию о сроках хранения лекарственных препаратов, изготовленных в аптечном пункте, а в алкогольном магазине — «Правила продажи алкогольной продукции» и копии лицензии.

В магазине пожарной безопасности также должны быть книга жалоб предложений и измерительное оборудование для проверки цены, меры и веса купленного товара, например контрольные весы. Всё это нужно предоставлять покупателю по первому требованию.

Задача уголка потребителя сделать так, чтобы у покупателей была наиболее полная информация о продавце, а к вам не было претензий при проверке.

«Некоторые магазины премиум-сегмента отказываются оформлять уголок потребителя в классическом его понимании, так как стенд с такой информацией не всегда вписывается в фирменный стиль магазина. Вместо уголка потребителя на прилавке может лежать буклет в корпоративном стиле, который содержит всю необходимую для потребителя информацию. Законом это не запрещено, а следовательно, не влечёт какой-либо ответственности. Главное, чтобы покупатель мог свободно взять этот буклет».

Вывеска

Прежде всего определимся: вывеска — это информационная конструкция, она не имеет отношения к рекламным конструкциям, для которых действуют свои правила.

По закону «О защите прав потребителей» обязательная информация на вывеске для ООО и ИП отличается.

Примеры правильного оформления вывесок для ООО и ИП

У ООО на вывеске должны быть название магазина, его юридический адрес и режим работы. Если вы ИП, на вывеске ещё нужно указать ОГРНИП, свои фамилию, имя и отчество, а также данные о вашем отделении налоговой. Всё остальное — на ваше усмотрение. Можно, например, указать адрес сайта или группы в соцсетях. Но в любом случае это должен быть текст, изображения на вывеске размещать нельзя.

Штраф за отсутствие необходимой информации на вывеске для должностных лиц — от 500 рублей до 1 тысячи рублей, для юридических лиц — от 5 до 10 тысяч рублей.

Установить вывеску можно на фасаде здания, двери или витрине возле входа. Для каждого способа действуют свои правила. А ещё имеет значение, будете ли вы вешать вывеску на фасад исторического здания или дом на главной улице города. Требования к оформлению вывесок обычно можно найти на официальном сайте вашего города, так как для разных регионов они отличаются.

Освещение

Требования к освещению помещений устанавливают санитарные правила и нормы. Они различаются в зависимости от вида деятельности и общей торговой площади, но общее освещение в магазине в любом случае должно быть равномерным. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278−03 определяет минимальную освещённость разных торговых площадей:

  • торговый павильон с продуктами — 400 люкс;
  • зал со спортивными товарами и посудой — 200 люкс;
  • примерочные, кассы и помещения с иными товарами — 300 люкс;
  • торговые залы супермаркетов — 500 люкс;
  • торговые залы магазинов без самообслуживания — 400 люкс.

Освещённость измеряют люксметром. Обычно это поручают специалистам, но при желании сделать замеры можно и самому. Стоимость простых моделей люксметров начинается от 1900 рублей.