Моя ХАТА

Как упаковать франшизу самому, подробная инструкция

В том, что франчайзинг в России занимает умы большинства бизнесменов, особенно начинающих, уже не приходится сомневаться. Сейчас сложилась такая ситуация, когда франчайзинг видится чуть ли не единственным способом расширить свой бизнес, или хотя бы получить дополнительную возможность заработать.

Смотря на успешные сети, которые развиваются инструментами франчайзинга, фирмы «одиночки» волей-неволей задаются вопросом. А что, собственно, мешает и нам воспользоваться этим чудом инструментом? И вот тут начинается самое интересное. Потому что многие просто не представляют, что нужно делать, чтобы создать своё франчайзинговое предложение. Более того, начинаются вопросы с самого простого – а что собственно такое «упаковка бизнеса во франшизу»? С этого и начнём.

Виды договоров во франчайзинге
В Российской франчайзинговой практике используется два основных вида договора. Лицензионный договор (ЛД), на основании которого передается один объект интеллектуальной собственности, и, в случае со франшизой, это – товарный знак. Иными словами, лицензионный договор – это договор аренды товарного знака с ежемесячной выплатой вознаграждения. Такой договор используют в случаях, когда франшиза подразумевает только передачу бренда. Договор подлежит регистрации в том ж гос.органе, в котором зарегистрирован товарный знак продавца франшизы. Любое изменение, или расторжение лицензионного договора также подлежит гос.регистрации.

Договор коммерческой концессии (ДКК), который также называется договором франчайзинга и используется в большинстве франчайзинговых предложений. Это идеальная схема взаимодействия продавца и покупателя франшизы. По договору передается комплекс исключительных прав, в составе с товарным знаком. То есть, помимо аренды бренда, покупатель франшизы, или Пользователь, арендует у Правообладателя ноу-хау, патент, рецептуру, авторские разработки в области предпринимательства и многое другое. В этом и заключается отличие договора коммерческой концессии от лицензионного договора. ДКК, а также внесение изменений в договор, или расторжение договора, также подлежат регистрации в гос.органе, в котором зарегистрирован товарный знак.

Владельцы франшиз могут использовать, как лицензионный договор, так и договор коммерческой концессии. Все зависит от того, что передается по договору и какие из преданных объектов защищены в установленном порядке. Помимо предусмотренных Гражданским кодексом РФ договоров, на практике при регулировании франчайзнговых отношений используются и другие, самостоятельно-разработанные, смешанные договоры, также имеющие юридическую силу и позволяющие прозрачно обозначить рамки ответственности обеих сторон. К таким договорам относятся дилерский, дистрибьюторский, договор бизнес-партнерства, и даже агентский договор.

Что такое упаковка франшизы
Если простыми словами, то упаковка франшизы – это и есть создание франчайзингового предложения. Другой вопрос, что в это понятие входит очень разнообразный комплекс мер и действий. И он может быть как стандартным, состоящим из обязательных мероприятий, так и практически бесконечно широким. Вплоть до подготовки фирмы к сотрудничеству и развитию за рубежом. Давайте разбираться пошагово. Прежде чем перейти к перечислению необходимых действий, нужно понять, для чего вообще упаковываются франшизы.

Для чего нужно создавать франшизу
Если коротко, то выделяют четыре скучных причины:

Масштабировать бизнес
Привлечь инвестиции для развития
Быстро занять свободную нишу
Заработать
Скучных – потому что они дают только примерное представление о том, что может дать франчайзинг фирме. А меж тем, это прямая возможность создать из единичного бизнеса сеть (вплоть до федеральных, и даже международных масштабов), затратив минимум финансовых ресурсов.

То есть предприниматель с помощью франшизы может привлечь к собственному развитию других предпринимателей и их ресурсы. НО!

Между возможностью и реализацией, которая действительно позволит добиться значимых результатов лежит огромная пропасть, наполненная затратами времени и сил. Увы, об этом часто забывают или вовсе не учитывают. Поэтому в головах некоторых предпринимателей складывается слишком радужная картинка.