Моя ХАТА

Крановые рельсы КР-70

Рассмотрим востребованные сегодня элементы ВСП и регламентирующий их документ. В фокусе внимания – крановые рельс кр 70 гост и ГОСТ 4121-96. Этот межгосударственный стандарт задает габариты металлоконструкций и описывает специфику их эксплуатации.

рельс кр 100 гост

Немного истории: он был разработан МТК 327 (украинским НИИ) в 1996 году, вынесен на всеобщее рассмотрение и одобрен большинством постсоветских стран, после чего и стал основным нормативом на их территории. В России же он приобрел максимальную и непосредственную силу в июле 2002-го, что было запланировано Постановлением Госкомитета РФ по стандартизации и метрологии, изданным еще в декабре 2001-го.

Ниже мы сконцентрируемся на параметрах укладываемых профилей – на площади их сечения, мерной длине, креплении, порядке приемки и других особенностях, – но сначала еще немного расскажем о тех важных правилах, по которым они изготавливаются.

Область применения

Настоящий ГОСТ подробно описывает специальные профили с шириной подошвы в 70 мм, а также иные часто используемые и обладающие схожим назначением (но другими геометрическими параметрами) типы – КР-80 (100, 120, 140). В общем случае он может распространяться на все металлоконструкции, укладываемые в пути для перемещения грузоподъемной спецтехники.

Основные параметры и размеры

Сначала – немного общей информации. Это изделия горячего проката, выполненные из стали с высоким содержанием углерода (К63 или аналогичных марок). Их монтируют на подготовленное основание (шпалы) и надежно фиксируют выбранными креплениями – раздельными, нет или комбинированными. Образованные в процессе стыки сваривают или стягивают накладками (или, в качестве альтернативы, болтами, гайками, шайбами).

На практике эти элементы ВСП чаще всего укладывают на таких объектах как:

  • строительные площадки; 
  • крупные сырьевые базы; 
  • предприятия с собственной транспортной системой и территориально разнесенными производственными площадями; 
  • морские порты с прилегающими окрестностями. 

Являются востребоваными везде, где активно применяется грузоподъемная спецтехника. Но они, естественно, должны выдерживать режим эксплуатации и даже самые серьезные воздействия, причем без потерь прочности, со стабильно надежным сцеплением с колесами машин и равномерным распределением получаемого давления.

Какими размерами обладает рельс КР-70 по ГОСТ 4121-96

Его геометрические параметры обязаны соответствовать следующему чертежу:

кр70 гост 4121 96

Кроме того, ключевые его габариты сведены в таблицу ниже (вместе с другими часто используемыми профилями):

Типbhb1b2Площадь сечения, см2Масса 1 м, кг
мм
КР707012075,612058,7246,1
КР80801308713076,1959,81
КР100100150108150105,8583,09
КР120120170129170144,54113,47
КР140140150180,51141,7

Существенное влияние на конечный вес профиля оказывает плотность стального сплава. Для всех расчетов принимают, что она равняется 7850 кг/м3, но на практике она может несколько отличаться. Поэтому производителям так важно ответственно относиться к подбору материала и использовать металл с составом, соответствующим стандартам, без посторонних примесей.

В настоящее время эти элементы ВСП выпускаются в двух вариантах исполнения – рассмотрим каждый.

Мерной длины

Она строго стандартизирована, ее шаг составляет 0,5 м. В ее рамках представлены 7 типоразмеров двутавровых балок, в диапазоне от 9 до 12 м. Наиболее распространенный вариант – 11 м.

Отсутствие широкой номенклатуры упрощает расчеты и позволяет без проблем вычислить точное количество профилей, необходимых для укладки 1, 10, 48 км пути. Также калькуляцию облегчает тот факт, что все металлоконструкции данной категории делаются прямыми (искривления допустимы исключительно в рамках отклонений) и ровно обрезаются. То есть они максимально подготовлены к монтажу и не требуют долгого и тщательного совмещения.

Немерной длины

Отдельный случай – специальный рельс КР70: по ГОСТ 4121-96, размеры его могут лежать между 4 и 20 м, а шаг – самым разным. Наиболее популярными в данной категории считаются элементы ВСП по 13 м.

Обычно они используются для замены отдельных поврежденных участков пути, когда нецелесообразно резать стандартный профиль, а логичнее и надежнее уложить целый, который будет дольше сопротивляться нагрузкам. Другие актуальные ситуации для их применения сводятся к необходимости укладки веток с минимальным количеством стыков.

Завод-производитель может выпускать и двутавровые балки другой длины, по предварительной договоренности с заказчиком. Изготовленную партию он должен укомплектовать сопроводительной документацией, содержащей все данные о габаритах и допусках (кстати, этот момент мы рассмотрим отдельно).