Моя ХАТА

Моторное масло

Двигатель любого транспортного средства, будь то обычная моторная лодка или гоночный болид, нуждается в защите от перегрева и разрушительной силы трения. Даже при минимальных нагрузках внутри силовой установки создается большое давление, которое агрессивно действует на механизмы. Быстрое разрушение и невозможность дальнейшей эксплуатации средства передвижения – вот такой исход мы бы получали, если бы не заливали в двигатель моторное масло.

Моторное масло выступает в роли защитного материала всех деталей конструкции, которое путем создания на них прочного смазочного слоя предупреждает серьезные последствия. Благодаря специальному составу жидкость закрепляется на металлических поверхностях и не позволяет им соприкасаться между собой. Казалось бы, если каждый двигатель нуждается в стабильной смазке, то заливать под капот можно любой лубрикант. Но это не так. Каждый производитель силовых установок устанавливает индивидуальные требования к смазочным материалам: для него важны вязкость, химический состав и технические параметры жидкости.

Чтобы разобраться, каким может быть моторное масло, рассмотрим его виды и международные стандарты качества.

Химическая основа

Все моторные масла можно разделить на три группы, исходя из их химической основы: на минеральные, полусинтетические и синтетические.

Минеральные масла

Этапы производства моторного масла

Этапы производства моторного масла.

В состав минерального моторного масла входят только натуральные нефтепродукты. В процессе производства они подвергаются длительной процедуре очистки. Несмотря на то, что именно с минералки началась история моторных смазок, спрос на них в настоящее время не так велик. Дело в том, что натуральные ингредиенты не имеют повышенной устойчивости к термическим воздействиям и химическим реакциям: жидкость слишком быстро перестает защищать механизмы, утрачивает вязкость и начинает гореть. Срок ее полезного использования не превышает 4-5 тысяч километров пробега, причем в маломощных двигателях. Для современных турбированных систем минералка не может обеспечить эффективной работоспособности. Под действием чрезмерно высоких температур она начнет гореть и образовывать на механизмах большое количество копоти.

Несмотря на массу недостатков, минералка до сих пор находит применение в классических автомобилях, двигатели которых попросту не совместимы с новыми видами смазок.

Полусинтетическое масло

Автомобильное масло, в составе которого имеется минеральная основа и пакет синтетических присадок, относится к разряду полусинтетики. Фактически содержание натуральных нефтепродуктов составляет 70 процентов, искусственных — 30. По этой причине полусинтетика ненамного превосходит минералку по свойствам. Тем не менее она имеет увеличенный межзаменный интервал – до 8 тысяч км пробега, а также более стабильную термоустойчивость.

Ввиду того, что базовое масло дополнено пакетом присадок, полусинтетика способна улучшать функционирование двс. Попадая в двигатель автомобиля, химические элементы начинают борьбу с окислительными реакциями. Это препятствует быстрому износу оборудования. В составе жидкости также имеются и моющие элементы, которые устраняют засорения в каналах системы и восстанавливают циркуляцию масла под капотом.

Спрос на полусинтетическое масло для авто стабилен, ввиду широкой области их применения. Смазка может заливаться в легковые, грузовые машины, коммерческую технику, внедорожники и микроавтобусы.

Синтетическое масло

Сравнение синтетики и минералки

Сравнение синтетики и минералки.

Активное развитие нефтеперерабатывающей промышленности в середине XX века позволило открыть новый способ получения смазочных материалов – органический синтез. Этим способом можно получать самые разнообразные соединения и придавать синтетике неповторимые свойства. Все масла, полученные благодаря синтезу, обладают повышенной работоспособностью. Они не теряют своих свойств при экстремальных температурах, сохраняют стабильную вязкость при климатических колебаниях, эффективно защищают механизмы от перегревов.

Синтетическое масло моторное, дополненное моющими присадками, обладает превосходными очищающими свойствами. Оно борется с многолетними отложениями, вымывает нагар и копоть, устраняет металлическую стружку из каналов системы. Такие возможности смазки позволяют ей постоянно «омолаживать» даже самый мощный движок и повышать его ресурс.

Моющие возможности совместимы только с относительно современными автомобилями. Для старых двс агрессивное очищение может губительно отразиться на состоянии деталей. Если нагар и копоть образовали многолетний дополнительный слой и уже подточили детали под эти размеры, то устранение вредных отложений может стать причиной нарушения работоспособности машины. Во-первых, очищенные механизмы образуют расширенные зазоры, через которые моторное масло будет вытекать. Во-вторых, хлопья отслоенных загрязнений моментально забьют каналы. Таким образом, достоинство синтетики может стать ее недостатком.

Чтобы автомасла приносили пользу и улучшали производительность двигателей, всегда обращайте внимание на требуемую транспортному средству химическую основу.

Международные стандарты

Говоря о технических жидкостях для двигателей, нельзя не упомянуть об их классификациях. Для того чтобы автовладельцу было легко ориентироваться в масляном разнообразии и подбирать нужную смазку для своего средства передвижения, были утверждены мировые стандарты. Они позволяют разбить мировой ассортимент на определенные подгруппы.

Разберемся, какие существуют классификации смазочных составов.

SAE (Society of Automotive Engineers)

Вязкость моторных масел при температуре - 20 градусов

Вязкость моторных масел при температуре — 20 градусов.

Распознать степень вязкости и сезонность моторной жидкости позволяет международный стандарт SAE. Согласно ему, все смазки могут быть трех видов: зимние, летние и универсальные.

Маркировка зимнего ГСМ состоит из одной цифры и буквы W. Например, 5w, 10w, 15w. Цифра характеризует степень тягучести моторной жидкости и диапазон рабочих температур. Буква W указывает на пригодность использования в зимних условиях (от англ. «winter» — зима). Благодаря повышенной текучести, масло в условиях холода продолжает эффективно циркулировать внутри двс, создавая нужное давление и равномерно распределяясь на деталях. Заливать его под капот при температурах выше ноля, не логично. Жидкость попросту будет вытекать из системы, оставляя ее без должного уровня защиты.

Летнее масло для двигателя в маркировке имеет только цифры (30, 40, 50). Они условно указывают на высокотемпературный предел смазки. Благодаря повышенной вязкости, ГСМ удерживается на элементах даже при чрезмерной жаре. Он не утрачивает защитных свойств в течение всего летнего периода. Но, как и предыдущий вид масла, не может быть использован в другой сезон. Густота состава в холоде лишь увеличится, что значительно затруднит прокрутку коленвала.

Ослаблять бдительность любителям «сезонок» нельзя: при изменении погодных условий машина откажется ехать.

Чтобы не усложнять жизнь автолюбителей, производители нефтепродуктов создали универсальные смазки, которые можно использовать круглый год. Их маркировка включает зимнее и летнее обозначения SAE. Например, 5w30, 10w40. Встречаются они гораздо чаще сезонных аналогов. Соответственно, и спрос на них значительно выше.

API (American Petroleum Institute)

Моторные масла классифицируются еще по одному международному стандарту – API. Он позволяет распознать, для каких именно двигателей может применяться жидкость. Маркировка состоит из двух букв. Первая указывает на разновидность топливной системы: S подразумевает бензиновую установку, С – дизельную.

Вторая буква характеризует год, в котором машина была снята с конвейера:

Для бензинового двс маркировка имеет следующие значения:

  • SC – до 1964 г.
  • SD – с 1964 по 1968 гг.
  • SE – с 1969 по 1972 гг.
  • SF – с 1973 по 1988 гг.
  • SG – с 1989 по 1994 гг.
  • SH – с 1995 по 1996 гг.
  • SJ – с 1997 по 2000 гг.
  • SL – с 2001 по 2003 гг.
  • SM – с 2004 г.
  • SN – современные моторы, оснащенные системой доочистки выхлопов.

У дизельных жидкостей можно встретить следующие обозначения:

  • CB – до 1961 г.
  • CC – с 1961 по 1983 гг.
  • CD – с 1983 по 1990 г.
  • CE – до 1990 г., (турбоустановка).
  • CF – с 1990 г., (турбоустановка).
  • CG-4 – с 1994 г., (турбоустановка).
  • CH-4 – с 1998 г.
  • CI-4 – современные движки (турбоустановка).
  • CI-4 plus – ультрасовременные моторы.
Стандарт API

Стандарт API.

ACEA (Association des Constructeurs Europeen des Automobiles)

Международные стандарты моторных масел не ограничиваются SAE и API. Есть среди них – и классификация АСЕА. Она разделяет смазки на три категории и 12 классов:

  • А/В – масла для бензиновых и дизельных движков легковых автомобилей, микроавтобусов и фургонов.
  • С – бензиновые и дизельные установки, дополненные катализатором отработавших газов.
  • Е – дизели, подвергающиеся большим нагрузкам.

ГОСТ

Отечественные производители отдают предпочтения ГОСТу 17479.1-85. Согласно ему моторные масла делятся на классы по кинематической вязкости и группы по эксплуатационным свойствам. Кинематическая вязкость, наравне со стандартом SAE, позволяет разбить ассортимент жидкостей на три подгруппы – летние (6, 8, 10, 12, 14, 16, 20), зимние (3, 4, 5, 6) и всесезонные.

По эксплуатационным качествам масла разделяются на шесть групп:

А – для нефорсированных двс.

Б – для малофорсированных двс.

В – для среднефорсированных двс.

Г – для высокофорсированных, работающих в условии умеренных нагрузок, двс.

Д – для высокофорсированных, подвергающихся длительным перегрузкам, двс.

Е – для высокофорсированных, тяжелонагруженных установок.

Рядом с буквой группы может стоять индекс 1 или 2. 1 указывает на пригодность масла для бензиновой системы, 2 – для дизелей.

Схема изучения этикетки автомасла

Схема изучения этикетки автомасла.

Выбираем моторное масло: порядок действий

К выбору моторного масла нужно подходить с особой внимательностью, ведь именно благодаря ему автомобиль служит вам верой и правдой. Заливать под капот первую попавшуюся под руку жидкость нельзя. Так как же ее выбрать?

Порядок подбора масла и его приобретение:

  1. Перед походом в магазин необходимо изучить предпочтения мотора. Для этого откройте руководство по эксплуатации транспортного средства и внимательно его прочитайте. Обратите внимание: техническая характеристика выбранного масла должна полностью соответствовать требованиям производителя двс. В противном случае оценить возможности той или иной смазки будет невозможно. Она просто не сможет начать рационально функционировать под вашим капотом.
  2. Выбираем бренд. Все крупные нефтеперерабатывающие компании для удобства автовладельцев размещают подробную информацию обо всех моторных маслах в сети Интернет. Какими бы привлекательными не казались свойства некоторых нефтепродуктов, всегда читайте отзывы о нем. Именно они позволят создать полную картину о конкретном моторном масле.
  3. Изучаем каталог. После того, как желаемый производитель выбран, можно переходить к изучению его каталога. Вы должны убедиться, что требуемое автомобильное масло, например, минеральное, встречается на прилавках фирменных отделов этого бренда.
  4. Изучаем точки продаж. Многие моторные масла достаточно сложно встретить на витринах местных магазинов. Они могут быть сконцентрированы в центральной части страны. В это время отдаленным районам придется самостоятельно добираться за выбранным моторным маслом. Следует запомнить, что выбирать масла только в официальных магазинах, которые есть на сайте у бренда: слишком высок риск нарваться на подделку.
  5. Подбираем моторное масло, опираясь на предпочтения автопроизводителя. Для этого можно воспользоваться специальным фильтром в каталоге производителя, либо обратиться к помощи специального сервиса по подбору. Такой сервис встречается на официальных сайтах крупных производителей для экономии времени автолюбителя. После получения результатов поиска масла по марке автомобиля обязательно сравните их с рекомендациями из мануала. Если указанная вязкость или химическая основа будут подобраны не правильно, вы рискуете сильно навредить автомобилю. Например, слишком жидкое масло в двигателе очень быстро покинет его границы через расширенные зазоры. Излишняя густота, наоборот, будет препятствовать движению механизмов и повышать нагрузку на механизмы.
  6. Перед покупкой проводим визуальный осмотр канистры. Это необходимо делать даже в официальных торговых точках, чтобы гарантированно защитить себя от фальсификата. Обратите внимание на исполнение: спаечные швы, фиксирующие крышку элементы, этикетки. Любая мелочь, указывающая на производственный дефект, может свидетельствовать о подделке. В качестве дополнительной меры безопасности не лишним будет запросить документы, подтверждающие качество товара.

После того, как вы убедились в подлинности моторного масла и в возможности его применения в вашем автомобиле, можно приступать к самому техническому обслуживанию.