Моя ХАТА

ПЕЧАТЬ ФОТОГРАФИЙ

Процесс аналоговой печати фотографий очень похож на проявку плёнки. Разница лишь в материалах.

Так как распространённая плёнка — негативная, необходимо разобраться, как у нас получается прямое изображение на бумаге. В момент создания изображения на плёнке получается цветовая инверсия, которая в народе называется негативом, то есть на плёнку попадает изображение, где темнеют светлые участки, а светлыми остаются тёмные не засвеченные участки. Подробнее об этом можно прочитать в прошлой статье. В момент печати происходит вторичная инверсия инвертированных ранее цветов, где тёмные не засвечиваются, а светлые засвечиваются, поэтому это вторичная инверсия. В результате этого мы получаем прямое изображение.

Фотоувеличитель

Суть аналоговой печати заключается в проецировании негатива на фотобумагу. Для проявки вам понадобится фотоувеличитель. Принцип его работы можно сравнить с проектором, но здесь важна резкость и отсутствие лишнего света.

Аналоговая печать фотографий

Свет от лампы, проходя через негатив, наводится на резкость объективом и попадает на фотобумагу. Самым простым объективом в данном случае может быть точечная дырка (камера-обскура). Такой увеличитель будет работать, хотя и не будет выдавать кадры высокого качества.

В реальности используются чуть более сложные увеличители. Неравномерный поток света от лампы и отражённый свет от стен увеличителя приводят к нерезкости. Для борьбы с ним используют конденсоры — линзы, выравнивающие световой поток, и матовые стёкла.

После того, как мы поняли, что это за увеличитель, неплохо было бы разобраться, как его настроить.

Аналоговая печать фотографий

Конечно, в идеале неплохо достать инструкцию для того увеличителя, который вы используете. Например, в ней могут быть советы касательно того, как облегчить фокусировку негативов или как правильно расположить лампочку. Но в большинстве случаев достаточно сделать последовательность действий:

1. Включите лампу увеличителя, полностью откройте диафрагму, выключите окружающий свет. Под увеличителем появится освещенный прямоугольник. Если этот прямоугольник освещён неравномерно, нужно подвигать лампочку (обычно для этого сверху увеличителя торчит специальный рог).

Аналоговая печать фотографий

2. Вставьте произвольный негатив. Вместо белого прямоугольника на предметную область теперь будут проецироваться изображения с негатива. В первую очередь нужно настроить масштаб изображения. Это делается путём подъёма или опускания головки по направляющим. Выбор масштаба зависит от фотобумаги.

3. Теперь резкость. Если есть мех, то настройка осуществляется его подвижкой. Если меха нет, то настройка резкости находится где-то на объектив

Помните, при проявке нам надо было поддерживать температуру? Так вот, тут тоже понадобится термометр. Температура растворов должна быть равна 20°С. Колебания на пару градусов в обе стороны не влияют на результат. Растворы нельзя смешивать, в противном случае они становятся непригодными для работы. Чтобы не перемешать растворы, следует иметь два термометра — для проявителя и фиксажа.

Фотобумага

По своей сущности фотобумага — это та же негативная плёнка, но с маленьким отличием. В качестве светочувствительного компонента в ней используется специальное хлористое серебро. Оно чувствительно только к свету в ультрафиолетовой части спектра. Это позволяет печатать не в абсолютной темноте, а с красным освещением (да-да, именно тут та самая красная лампа). Фотобумага хранится не очень долго, так что даже если вы отрыли залежи, то лучше купить новую.

У фотобумаги бывает множество особенностей и, как следствие, существует огромное количество разновидностей оной. Я сконцентрируюсь на вещах, которые мне показались наиболее важными при выборе бумаги:

1. Подложка. Большинство профессиональных чёрно-белых фотографий печатается на фотобумаге с баритовой подложкой. Это даёт лучшее качество фотоснимка, но значительно увеличивает сложность фото печатей. Усложняется процесс сушки бумаги, появляется необходимость её глянцевать. Поэтому для первого опыта печати советую сделать, так же как я — брать пластиковую бумагу. На бумаге должна стоять пометка «RC». Для бумаги, произведённой в России, пометка превращается в «ПЭ».

2. Контраст. Бумага, имеющаяся в продаже, по большей части мультиконтрастная. Это значит, что при печати можно пользоваться светофильтрами для изменения контраста получаемого снимка.

В процессе печати, чтобы не делать всё в темноте, нужно располагать правильным освещением. Благодаря тому, что фотобумага не восприимчива к красному цвету, при печати используются красные фонари. Если фонарика не оказалось, то можно покрасить лампочку красной краской. Только убедитесь, что краска именно красного цвета, а не оранжевого, и что лампочка покрашена плотно, не пропуская белого цвета.

Аналоговая печать фотографий

Заранее необходимо под рукой иметь:

1. Четыре кювета;

2. Пара щипцов;

3. Таймер без подсветки.

Для начала надо развести растворы в кюветах. В первую кювету наливается проявитель для бумаги, во вторую кювету — стоп-ванна (вода и немножко уксуса), в третью — чистая вода, в четвёртую — фиксаж.

Перед нами на столе стоит увеличитель. Горит красный фонарь, а вокруг стоят кюветы с реактивами. И что же теперь делать?

Во-первых, надо убедиться, что комната действительно тёмная. Лист фотобумаги режем на маленькие кусочки, и раскладываем вокруг стола с увеличителем на пару минут. Проявляются кусочки как обычные фотографии. Если они потемнели, значит, где-то есть засветка. Помните, что свет от увеличителя тоже вызывает засветку! Увеличитель включается только в момент экспонирования кадра или когда вся фотобумага надёжно спрятана в конверт.

Во-вторых, настраиваем увеличитель. Считаем, что резкость и размер кадра уже выставлены. Осталось настроить диафрагму и выдержку. Время экспозиции определяется следующим образом:

  • Найдём на плёнке засвеченный кадр (обычно в самом начале плёнки), вставляем его в увеличитель. Нарежем ещё фотобумаги на кусочки. Теперь каждый кусочек будем экспонировать увеличителем со своим временем.
  • Первый 1 секунду, второй 2 секунды, третий 5 секунд, четвертый 10 и так до 20 секунд. Скорее всего, этого времени хватит. Если нет, то продолжайте с шагом в 10-20 секунд. Все кусочки нужно проявить. Именно по ним вы поймёте тот момент, когда кусочек бумаги будет полностью чёрным. Это и будет то время, которое мы возьмём за базовое время экспозиции. Если захочется более светлого кадра, нужно экспонировать меньше, более тёмного — больше.

Далее начинается печать фотографий. Кладём фотобумагу под увеличитель, затем он включается на определённое выше время экспозиции. Процесс проявки фотобумаги немного отличается от проявки плёнки.