Моя ХАТА

ПЛИТКА ПОД КИРПИЧ ИЖОРА

Плитка под кирпич Ижора — это классический красный кирпич, использовавшийся при строительстве зданий Санкт-Петербурга, таких например как Петропавловской крепости, здания Военно-исторического музея артиллерии. 

    Ижора – это плитка, имитирующая старый кирпич XVIII — XIX века. Она выполнена из прочного бетона, имеет натуральный красный оттенок. Качественную плитку Ижора не отличишь от настоящего кирпича, материал можно применять даже для реставрации.

Как рассказывал наш экскурсовод Василий Копышенко, «… то, что мы сейчас называем Ломоносовским и Кингисеппским районами, в Средние века именовалось Ижорской и Водской землей, а позднее вошло в состав Водской пятины Новгородской земли». Следы ижор и води мы искали на насыщенной авторской экскурсии «Древние предания Водской пятины»Расскажу об экскурсии немного позже, сейчас хотела бы остановиться на одном из эпизодов нашей поездки.Экскурсия — это всегда маленькое приключение. Общая канва проработана и продуманна экскурсоводом, но неожиданности случаются в каждом путешествии. Вот и в этот раз нам повезло — мы не только посетили запланированный музей, но и встретились с гончаром, возрождающим местную керамику, Дмитрием Ткачевым.

Когда-то керамика была одним из товаров, которыми славились ижорцы.
В деревне Ручьи было несколько «горнов» — ям для обжига керамики. И, соответственно, несколько семей потомственных гончаров.

В 20-х годах прошлого века гончаров на этой земле не стало.
Подтверждение истории, которую рассказываю далее, мне не удалось найти. Пересказываю со слов Дмитрия Ткачева (если что не так запомнила, то считайте что история пошла в народ и уже стала народным сказанием: )).

Итак,
История о том, почему в Испании даже таблички на домах керамические,а в российских деревнях потомственных гончаров на всей огромной территории страны не найти
Во второй половине 17 века был открыт цинк. Новый элемент оказался сравнительно недорогим и полезным человечеству. Одним из популярных применений оксида цинка стало создание глазурированной керамики.

После первого обжига керамику покрывали порошком оксида цинка, смешанным с красителем (чаще всего — ржавчиной) и отправляли на второй обжиг.
После термической обработки изделия приобретали крепкую и красивую «скорлупу».Глазурированная керамика не только была более яркой и нарядной — она были и более гигиеничной и удобной в использовании — изделия из нее не пропитывались хранимыми жидкостями и не впитывали запахи.И легко отмывались от того, что в них хранилось.Доступный оксид цинка прочно утвердился на планете — в разных уголках земли плитка ижора гончары интенсивно использовали его для обработки своих изделий.Но в 20 веке ученые обнаружили и доказали вредные свойства посуды, глазурированной с использованием цинка — при приготовлении в печах из такой посуды в пищу переходили молекулы оксида и еда потом содержала ядовитые для организма вещества.Влиял оксид цинка и на здоровье самих гончаров — работа с ним была очень вредна.
Оксиду цинка достаточно быстро была изобретена замена — толченое стекло.Нанесенная на керамические изделия после первого обжига, кашица из стекла плавилась так же как и оксид цинка, и давала красивую и прочную поверхность керамике.
В Испании, после обнаружения вредности цинка, практически сразу выросли десятки маленьких цехов, создающих порошок для глазурирования из стекла для местных гончаров.Их поддерживало государство.А в СССР? Тут строго запретили использование вредного цинка (тот кто его использует — враг народа — отравитель).Ну а порошок из стекла для обработки изделий гончарам взять было неоткуда, он был доступен только на больших заводах.Необливная кустарная керамика проигрывала промышленной посуде и мастерство гончара совсем ушло из наших деревень.