Моя ХАТА

Пошаговая инструкция: Как открыть интернет-магазин чая и кофе

Вот вам ниша для новичков: продажа чая и кофе. Если вы давно мечтали открыть свое дело и попробовать себя в электронной коммерции — это подходящее направление. 

Особенности бизнеса

1. Популярность ниши. Чай для России — священная тема. «Разве можно что-то почувствовать, если ты не выпил крепкого душистого чаю?» — писал В.А. Милашевский. «Нет, чай умеют пить только в России!» — вторил ему И.А. Гончаров. Сейчас мало что изменилось: чай в нашей стране пили, пьют и будут пить. Россияне уже который год входят в десятку лидеров по потреблению этого бодрящего напитка.

Россия входит в число мировых лидеров по потреблению чая. Наиболее популярен, конечно, черный: его предпочитают около 70% наших сограждан. 20-25% населения пьют зеленый, остальные проценты делят холодные и фруктовые чаи.

С кофе ситуация несколько другая. Пьют его пока меньше, чем чай, но рост продаж этого напитка растет быстрее. Это связано с модой на кофе на вынос, распространением домашних кофемашин, моды на кофе молотый и в зернах. Также снижается доля растворимого кофе — культура потребления стремится вверх. На этом рисунке наглядно видно, как растут доли чая и кофе в розничной торговле.

статистика чая и кофе

Статистика потребления чая и кофе в России

2. Сезонность бизнеса. Хоть чай и кофе пьют в любое время года, продажи растут в холода: осенью и зимой. Чаем и кофе можно не только напиться, но и согреться. Летом люди все же утоляют жажду холодными напитками.

3. Невозможность продегустировать товар. Решить эту проблему можно двумя способами:

  • публиковать в карточках товара максимально подробные красивые описания. Для этого понадобится не просто копирайтер, а человек, обладающим литературным даром;
  • проводить оффлайн-мероприятия, чтобы знакомить желающих с ассортиментом, организовывать чаепития и встречи.

4. Небольшие стартовые вложения. Чай и кофе — это не электронные гаджеты и не бытовая техника: даже небольшого стартового капитала хватит, чтобы закупить начальный ассортимент

Концепция бренда

Итак, вы определились: будем открывать интернет-магазин чая и кофе. Есть несколько направлений, который помогут отстроиться от конкурентов и придать бизнесу определенную идею:

  • вы продаете дорогой элитарный товар. Никаких чайных пакетиков и растворимого кофе: только элитные сорта для истинных ценителей. В этом случае магазин нужно позиционировать как VIP-сегмент для обеспеченных клиентов. Это, пожалуй, самый затратный вариант: стоимость некоторых редких сортов достигает десятков тысяч рублей, а то и долларов. Да и клиентуру нужно найти соответствующую: не каждый готов выложить такие деньги за 100 граммов зерен или чайного листа;
  • вы делаете акцент на здоровье. Не секрет, что в умеренных дозах чай и кофе способны оздоровить организм, оказать тонизирующее действие, даже помочь сбросить лишний вес. Изучите информацию в интернете магазине кофе, проконсультируйтесь с врачами и подберите ассортимент максимально полезных для здоровья сортов. Рекламную стратегию тоже следует проводить в соответствии с выбранной миссией: привлекать тех, кто заботится о своем здоровье, хочет похудеть. Будьте внимательны: согласно Закону о рекламе, в промо-материалах нельзя использовать слова “лечит”, “оздоравливает” и так далее. Подбирайте более нейтральные характеристики;
  • вы продаете продукцию определенной страны: например, Бразилии, Колумбии, Китая и так далее. Придется погрузиться в историю и культуру, местные традиции, публиковать интересный контент — словом, проникнуться духом страны.

Сорта чая на сайте

Отстройка от конкурентов

Вашими основными конкурентами являются как крупные ритейлеры, так и локальные интернет-магазины в вашем регионе. Зайдите на их сайты, проведите самостоятельный анализ ассортимента, ценовой политики, контента. Посмотрите, какие сорта напитков пользуются наибольшим спросом — их можно найти в разделе “Хиты продаж”. Обратите внимание, какие системы и виджеты установлены на сайте, как проходит обратная связь с клиентами, как осуществляется доставка. Можете сами прикинуться клиентом и попробовать заказать какой-нибудь редкий сорт, который трудно достать: посмотрим, как сработают ребята!

Когда найдете слабые и сильные стороны — действуйте! Меняйте то, что вам показалось устаревшим и непрофессиональным, совершенствуйте то, что действительно хорошо. Придумайте собственные фишки: например, сделайте упор на полезные статьи в блоге, соберите коллекцию тематических видео, пишите “вкусные” описания, организуйте бесплатную доставку (смотрите только, чтобы затраты на доставку в дальние регионы не перекрывала стоимость самого товара).

Целевая аудитория

Вернемся в пункт “Концепция бренда” и поймем, кто же они — ваши покупатели. Если будете позиционировать себя как элитный магазин — ориентируйтесь на обеспеченных клиентов. Если хотите представлять максимально широкий ассортимент — вашей ЦА будет очень широкая группа потребителей. Вспомните поговорку, что все люди делятся на “чайников” и “кофейников” и определите, кого из них будет больше. Сделать это просто: проведите опрос в группе интернет-магазина или на любом доступном ресурсе. Заодно можно спросить, за какую стоимость они готовы покупать вашу продукцию, какие сорта предпочитают. Если люди не горят желанием отвечать — пообещайте скидочную карту клиента или бонус к первой покупке — словом, мотивируйте своих будущих клиентов. Их мнение очень важно: в конце концов, именно эти люди будут вашими покупателями.