Моя ХАТА

Проверяю сайт WOTKIT, который рекламируют блогеры. Что мне выпало из кейсов?

Сегодня говорим об игровых форматах. А именно — о кейсах, деловых играх, ролевых играх и симуляциях.

В чем сходства и различия между кейсами (case studies) и деловыми играми?

Когда-то я думала, что это синонимы, а многие до сих пор так думают. Слова «кейсы» и «деловые игры» можно часто встретить в рекламных текстах в окружении всяких «тренингов» и «семинаров». Однако между деловыми играми и кейсами есть большая разница.

Кейсы (от англ. case — «случай», «ситуация»)

Обучающее событие такого формата — это совместный разбор конкретного кейса, предполагающий презентацию изначальных условий, затем работу в малых группах по решению этого кейса, затем презентацию результата группе экспертов или друг другу.

кейс вот всегда основаны на реальных ситуациях, и участникам предлагается выступить в роли принимающих решение.

Такие форматы чаще всего применяются в бизнес-обучении, где участникам выдается подробное описание некоторой ситуации, подробно описывающей рынок, конкурентную среду, бизнес-показатели некой компании.

Участникам предлагается ознакомиться с описанием, проанализировать ситуацию и предложить возможные решения, либо прокомментировать описанные события. Анализ завершается групповым обсуждением.

Также есть разновидность анализа критических случаев, когда ситуация берется очень сложная (конфликтная, кризисная). Для приближения к реальности можно, например, задать участникам жесткие временные ограничения.

Лучше всего такие события подходят для профессионального сообщества, так как людям, разбирающимся в теме, есть о чем подискутировать, и они с удовольствием готовы анализировать даже большой объем данных.

Кейсы бывают сложными в плане подготовки, так как требуют наличия реальной статистики, достаточной для анализа, но не перегруженной деталями.

Формат требует много времени не только на подготовку, но и на само проведение, особенно, если рабочих групп несколько. Но возьмите противоречивую ситуацию, подготовьте качественную вводную, и тогда из одного-единственного кейса может получиться событие-конфетка!

Деловые игры

Этот формат может стать хорошей альтернативой кейсам, если ваша аудитория — не профессиональное сообщество, но при этом вы хотите в интерактивной форме донести определенную мысль.

Они, напротив, не требуют реальной ситуации, и могут ставить участников в какие угодно условия. Схожи деловые игры с кейсами тем, что участники так же выступают как принимающие решения.

Википедия отмечает, что деловые игры зародились еще в советские времена как «инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности». Однако, за последние полвека деловые игры многое переняли от коммуникативных игр и заметно изменили свой облик.

Сейчас деловые игры (ДИ) используются как основа для интерактивных форматов событий. В ДИ участникам представляется вводная (условия игры, некая ситуация), и им необходимо коллективно принять решение.

Данных в вводной к деловой игре (в отличие от кейсов) может быть мало, и ситуация может быть дана самая фантастическая.

Мне доводилось играть и проводить самой самые разнообразные деловые игры: в одних мы решали, как выгодно купить-продать участки земли, в других выступали как консилиум врачей, решающих, кому из 10 больных сделать пересадку единственного доступного сердца. Где-то строили башню из бумаги, а с кем-то пытались проранжировать 15 предметов, с помощью которых нужно спастись с необитаемого острова.

Существуют тысячи сценариев деловых игр, и если вы решили использовать их в формате своего события, то даже простой поиск в гугле поможет вам с идеями и примерами.

Как я думаю, выбирая такой формат, необходимо помнить, что он требует немалой подготовки вводной, логистики и (пожалуй, самое важное) модератора. Каждая деловая игра должна завершаться грамотным дебрифингом — дискуссией со всеми участниками, умело направляемой модератором. Цель такой дискуссии — осмыслить пережитый в игре опыт, совместно подвести итоги и провести аналогию между игрой и реальными жизненными ситуациями.

Именно из-за дебрифинга я вижу огромный потенциал деловых игр как формата обучающих событий: в презентации или классической лекции спикер может представить одну точку зрения, в панельной дискуссии участники могут услышать несколько разных точек зрения, но именно в деловой игре участники переживают совместный опыт и с помощью модератора сами приходят к нужным выводам, открытиям, новым идеям, сами видят ситуацию с разных сторон.